21 декабря 1994 года N 69-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Принят
Государственной Думой
18 ноября 1994 года
(в ред. Федеральных законов
от 22.08.1995 N 151-ФЗ, от 18.04.1996 N 32-ФЗ,
от 24.01.1998 N 13-ФЗ, от 07.11.2000 N 135-ФЗ,
от 06.08.2001 N 110-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ,
от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ,
от 10.05.2004 N 38-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ,
от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004),
от 01.04.2005 N 27-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ,
от 02.02.2006 N 19-ФЗ, от 25.10.2006 N 172-ФЗ,
от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ,
от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ,
от 22.07.2008 N 137-ФЗ, от 14.03.2009 N 32-ФЗ,
от 19.07.2009 N 198-ФЗ, от 09.11.2009 N 247-ФЗ,
от 25.11.2009 N 267-ФЗ, от 23.07.2010 N 173-ФЗ,
от 28.09.2010 N 243-ФЗ,
с изм., внесенными Федеральным законом от 27.12.2000 N 150-ФЗ,
определением Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 N 82-О)
Настоящий Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее — организации), а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее — граждане).
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
В целях настоящего Федерального закона применяются следующие понятия:
(в ред. Федерального закона от 09.11.2009 N 247-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 09.11.2009 N 247-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 18.10.2007 N 230-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 18.10.2007 N 230-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 09.11.2009 N 247-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2010 N 173-ФЗ)
Статья 2. Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности
Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Законодательство субъектов Российской Федерации не действует в части, устанавливающей более низкие, чем настоящий Федеральный закон, требования пожарной безопасности.
Статья 3. Система обеспечения пожарной безопасности
Система обеспечения пожарной безопасности — совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.
Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Глава II. ПОЖАРНАЯ ОХРАНА
Статья 4. Виды и основные задачи пожарной охраны
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Пожарная охрана подразделяется на следующие виды:
Основными задачами пожарной охраны являются:
(в ред. Федерального закона от 25.11.2009 N 267-ФЗ)
К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается.
Статья 5. государственная противопожарная служба
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны.
В государственную противопожарную службу входят:
Федеральная противопожарная служба включает в себя:
(в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 198-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 25.10.2006 N 172-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 22.07.2008 N 137-ФЗ)
Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяются положением о федеральной противопожарной службе, утверждаемым в установленном порядке.
Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Статья 6. государственный пожарный надзор
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
Органами государственного пожарного надзора являются:
(в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 198-ФЗ)
Руководители соответствующих органов государственного пожарного надзора по должности одновременно являются:
(в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 198-ФЗ)
Перечень иных должностных лиц органов государственного пожарного надзора (государственных инспекторов) и соответствующих им прав и обязанностей по осуществлению государственного пожарного надзора определяется Правительством Российской Федерации.
Должностные лица органов государственного пожарного надзора при осуществлении надзорных функций на объектах, являющихся собственностью иностранных юридических лиц или организаций с иностранными инвестициями, пользуются правами, установленными настоящей статьей.
Указания и распоряжения вышестоящих должностных лиц органов государственного пожарного надзора обязательны для исполнения нижестоящими должностными лицами органов государственного пожарного надзора.
Главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору и должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право:
(в ред. Федерального закона от 09.11.2009 N 247-ФЗ)
Организационная структура, полномочия, задачи, функции и порядок организации и осуществления деятельности органов государственного пожарного надзора определяются положением о государственном пожарном надзоре, утверждаемым в установленном порядке.
Государственный пожарный надзор в лесах осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти и подведомственными им государственными учреждениями, а на подземных объектах и при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов в организациях, ведущих взрывные работы с использованием взрывчатых материалов промышленного назначения, — федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области промышленной безопасности.
(в ред. Федеральных законов от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 14.03.2009 N 32-ФЗ)
Контроль за обеспечением пожарной безопасности дипломатических и консульских учреждений Российской Федерации, а также представительств Российской Федерации за рубежом осуществляется в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
В случае, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, государственный пожарный надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
(часть одиннадцатая введена Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ)
Статья 7. Личный состав Государственной противопожарной службы
Личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях:
(в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
В Государственную противопожарную службу принимаются граждане Российской Федерации не моложе 17 лет, способные по своим личным и деловым качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять обязанности, возложенные на личный состав Государственной противопожарной службы.
На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах Российской Федерации. На работников Государственной противопожарной службы распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации о труде.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Работники Государственной противопожарной службы в целях защиты своих профессиональных, социальных и иных прав и законных интересов могут объединяться или вступать на добровольной основе и в соответствии с действующим законодательством в профессиональные союзы, ассоциации, объединения пожарной охраны.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
В своей деятельности личный состав Государственной противопожарной службы не может быть ограничен решениями политических партий, массовых общественных движений и иных общественных объединений, преследующих политические цели.
Часть шестая утратила силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Личному составу Государственной противопожарной службы в подтверждение полномочий выдаются служебные удостоверения установленного образца в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
(в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Части восьмая — девятая утратили силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Сотрудники и военнослужащие Государственной противопожарной службы имеют знаки отличия и форму одежды, установленные Правительством Российской Федерации.
Работникам Государственной противопожарной службы, назначенным на должности, замещаемые сотрудниками и военнослужащими Государственной противопожарной службы, в непрерывный стаж службы, учитываемый при исчислении выслуги лет для выплаты процентной надбавки, получения иных льгот и назначения пенсий, засчитывается непосредственно предшествующий назначению на эти должности период работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Министерства внутренних дел Российской Федерации). Указанное правило распространяется на сотрудников и военнослужащих Государственной противопожарной службы, работавших на должностях, замещаемых работниками Государственной противопожарной службы (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел), в том числе и до вступления в силу настоящего Федерального закона.
(в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 116-ФЗ)
В федеральной противопожарной службе проходят также службу государственные гражданские служащие (в органах, где предусмотрен данный вид государственной службы).
(часть двенадцатая введена Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Части тринадцатая — четырнадцатая утратили силу. — Федеральный закон от 01.04.2005 N 27-ФЗ.
Продолжительность несения службы личным составом федеральной противопожарной службы, непосредственно осуществляющим деятельность по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по труду, если иное не предусмотрено федеральным законом.
(часть пятнадцатая введена Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Статья 8. Гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы
Сотрудники, военнослужащие и работники федеральной противопожарной службы и члены их семей находятся под защитой государства. На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации гарантии правовой и социальной защиты и льготы.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Часть вторая утратила силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Личный состав федеральной противопожарной службы, участвующий в тушении пожаров, имеет право на внеочередную установку телефона.
(часть третья в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Часть четвертая утратила силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Сотрудникам и военнослужащим федеральной противопожарной службы, использующим в служебных целях личный транспорт, выплачивается денежная компенсация в установленных размерах.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Часть шестая утратила силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.
(в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
В случае гибели сотрудника, военнослужащего, работника Государственной противопожарной службы, муниципальной пожарной охраны при исполнении служебных обязанностей за семьей погибшего сохраняется право на улучшение жилищных условий, в том числе на получение отдельной квартиры на основаниях, которые имели место на момент его гибели, не позднее чем через шесть месяцев со дня его гибели.
(часть восьмая в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления имеют право устанавливать иные, не предусмотренные настоящим Федеральным законом гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы.
На личный состав Государственной противопожарной службы, охраняющий от пожаров организации с вредными и опасными условиями труда, распространяются гарантии правовой и социальной защиты и льготы, установленные действующим законодательством для работников этих организаций.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Статья 9. Страховые гарантии сотрудникам и работникам Государственной противопожарной службы
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Сотрудники и работники Государственной противопожарной службы подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств соответствующих бюджетов. Основания, условия, порядок обязательного государственного личного страхования указанных сотрудников, военнослужащих и работников устанавливаются федеральными законами, законодательными актами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В случае гибели (смерти) сотрудников и работников федеральной противопожарной службы, наступившей при исполнении ими служебных обязанностей, либо их смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении служебных обязанностей до истечения одного года со дня увольнения из Государственной противопожарной службы, выплачивается единовременное пособие в размере 120 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия, членам семей погибших (умерших) с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.
Членами семьи, имеющими право на получение единовременного пособия за погибшего (умершего) сотрудника, военнослужащего и работника, считаются:
При досрочном увольнении сотрудников и работников федеральной противопожарной службы со службы в связи с признанием их негодными к службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении служебных обязанностей, им выплачивается единовременное пособие в размере 60 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия, с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.
Убытки, причиненные сотрудникам, военнослужащим и работникам Государственной противопожарной службы, находящимся при исполнении ими служебных обязанностей, возмещаются за счет средств соответствующих бюджетов в установленном порядке.
Статья 10. Финансовое и материально-техническое обеспечение служб пожарной безопасности
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Финансовое обеспечение деятельности федеральной противопожарной службы, социальных гарантий и компенсаций ее личному составу в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение деятельности подразделений Государственной противопожарной службы, созданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, социальных гарантий и компенсаций личному составу этих подразделений в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
Материально-техническое обеспечение федеральной противопожарной службы осуществляется в порядке и по нормам, установленным Правительством Российской Федерации.
Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ведомственной, частной и добровольной пожарной охраны, а также финансовое обеспечение социальных гарантий и компенсаций их личному составу в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется их учредителями за счет собственных средств.
Статья 11. Имущество Государственной противопожарной службы и муниципальной пожарной охраны
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Имущество Государственной противопожарной службы и муниципальной пожарной охраны приватизации не подлежит.
Статья 11.1. муниципальная пожарная охрана
(введена Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований.
Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.
Статья 12. Ведомственная пожарная охрана
Федеральные органы исполнительной власти, организации в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими положениями, согласованными с Государственной противопожарной службой.
При выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и безопасности людей на подведомственных организациях, ведомственная пожарная охрана имеет право приостановить полностью или частично работу организации (отдельного производства), производственного участка, агрегата, эксплуатацию здания, сооружения, помещения, проведение отдельных видов работ.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Контроль за обеспечением пожарной безопасности при эксплуатации воздушных, морских, речных и железнодорожных транспортных средств, а также плавающих морских и речных средств и сооружений осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Контроль за обеспечением пожарной безопасности дипломатических и консульских учреждений Российской Федерации, а также представительств Российской Федерации за рубежом осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Статья 12.1. Частная пожарная охрана
(введена Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Частная пожарная охрана создается в населенных пунктах и организациях.
Создание, реорганизация и ликвидация подразделений частной пожарной охраны осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Нормативы численности и технической оснащенности частной пожарной охраны устанавливаются ее собственником самостоятельно.
Подразделения частной пожарной охраны оказывают услуги в области пожарной безопасности на основе заключенных договоров.
Статья 13. Добровольная пожарная охрана
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Добровольная пожарная охрана — форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности.
Добровольный пожарный — гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров.
Участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов.
Статьи 14 — 15. Утратили силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Глава III. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ
ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 16. Полномочия федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности
К полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности относятся:
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 09.11.2009 N 247-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 198-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 25.10.2006 N 172-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 09.11.2009 N 247-ФЗ)
Статья 17. Утратила силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Статья 18. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности относятся:
(в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ)
абзац утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 25.10.2006 N 172-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 25.10.2006 N 172-ФЗ)
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения устанавливаются законодательными, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Статья 19. Полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности
(в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ)
К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся:
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные настоящим Федеральным законом, в соответствии с законами указанных субъектов Российской Федерации осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Глава IV. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 20. Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности
(в ред. Федерального закона от 09.11.2009 N 247-ФЗ)
Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.
Разрабатываемые федеральными органами исполнительной власти нормативные правовые акты, устанавливающие требования пожарной безопасности, подлежат согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по пожарной безопасности, не противоречащие требованиям пожарной безопасности, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, разрабатываются специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения указанных объектов пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности, подлежащие согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Особенности обеспечения пожарной безопасности на территории инновационного центра «Сколково», включая особенности утверждения и применения требований пожарной безопасности (в том числе требований технических регламентов), устанавливаются Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково».
(часть шестая введена Федеральным законом от 28.09.2010 N 243-ФЗ)
Статья 21. Разработка и реализация мер пожарной безопасности
Меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений.
(в ред. Федерального закона от 09.11.2009 N 247-ФЗ)
Изготовители (поставщики) веществ, материалов, изделий и оборудования в обязательном порядке указывают в соответствующей технической документации показатели пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования, а также меры пожарной безопасности при обращении с ними.
Разработка и реализация мер пожарной безопасности для организаций, зданий, сооружений и других объектов, в том числе при их проектировании, должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Для производств в обязательном порядке разрабатываются планы тушения пожаров, предусматривающие решения по обеспечению безопасности людей.
Меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Часть шестая утратила силу с 1 января 2007 года. — Федеральный закон от 18.12.2006 N 232-ФЗ.
Статья 22. Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.
Проведение аварийно-спасательных работ, осуществляемых пожарной охраной, представляет собой действия по спасению людей, имущества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций.
При тушении особо сложных пожаров при чрезвычайных ситуациях с участием других видов пожарной охраны функции по координации деятельности других видов пожарной охраны возлагаются на федеральную противопожарную службу.
Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
(часть четвертая в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ)
Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и организациях осуществляется в безусловном порядке.
Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ осуществляются на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Для приема сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер — 01.
При тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ проводятся необходимые действия по обеспечению безопасности людей, спасению имущества, в том числе:
(в ред. Федерального закона от 25.11.2009 N 267-ФЗ)
Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара — прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в тушении пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.
Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение задачи, за безопасность личного состава пожарной охраны, участвующего в тушении пожара, и привлеченных к тушению пожара сил.
Руководитель тушения пожара устанавливает границы территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий, а также принимает решения о спасении людей, имущества при пожаре. При необходимости руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории.
Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара.
Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара.
Личный состав пожарной охраны, иные участники тушения пожара, ликвидации аварии, катастрофы, иной чрезвычайной ситуации, действовавшие в условиях крайней необходимости и (или) обоснованного риска, от возмещения причиненного ущерба освобождаются.
При тушении пожара личный состав пожарной охраны должен принимать меры по сохранению вещественных доказательств и имущества.
Статья 23. Утратила силу. — Федеральный закон от 02.02.2006 N 19-ФЗ.
Статья 24. Выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности
Работы и услуги в области пожарной безопасности выполняются и оказываются в целях реализации требований пожарной безопасности, а также в целях обеспечения предупреждения и тушения пожаров. К работам и услугам в области пожарной безопасности относятся:
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Работы и услуги в области пожарной безопасности, оказываемые договорными подразделениями федеральной противопожарной службы, осуществляются на возмездной основе в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
(часть вторая введена Федеральным законом от 22.07.2008 N 137-ФЗ)
Средства, полученные от оказания работ и услуг в области пожарной безопасности договорными подразделениями федеральной противопожарной службы, направляются в доход федерального бюджета.
(часть третья введена Федеральным законом от 22.07.2008 N 137-ФЗ)
Статья 25. противопожарная пропаганда и обучение мерам пожарной безопасности
Противопожарная пропаганда — целенаправленное информирование общества о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, осуществляемое через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, устройства тематических выставок, смотров, конференций и использования других, не запрещенных законодательством Российской Федерации форм информирования населения. противопожарную пропаганду проводят органы государственной власти, органы местного самоуправления, пожарная охрана и организации.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится администрацией (собственниками) этих организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности по специальным программам, утвержденными соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти и согласованными в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 09.11.2009 N 247-ФЗ)
Обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. органами управления образованием и пожарной охраной могут создаваться добровольные дружины юных пожарных. Требования к содержанию программ и порядок организации обучения указанных лиц мерам пожарной безопасности определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Статья 26. Информационное обеспечение в области пожарной безопасности
Информационное обеспечение в области пожарной безопасности осуществляется посредством создания и использования в системе обеспечения пожарной безопасности специальных информационных систем и банков данных (далее — информационных систем), необходимых для выполнения поставленных задач.
Основания и порядок внесения в информационные системы сведений о пожарной безопасности, а также условия и порядок ознакомления с ними должностных лиц и граждан устанавливаются законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности.
(в ред. Федерального закона от 09.11.2009 N 247-ФЗ)
Метеорологические службы и другие уполномоченные государственные органы обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе информировать Государственную противопожарную службу о неблагоприятных для пожарной безопасности событиях и прогнозах.
(часть третья в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 116-ФЗ)
Средства массовой информации обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе публиковать по требованию Государственной противопожарной службы экстренную информацию, направленную на обеспечение безопасности населения по вопросам пожарной безопасности.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Органы государственной власти и органы местного самоуправления должны информировать население о принятых ими решениях по обеспечению пожарной безопасности и содействовать распространению пожарно-технических знаний.
Статья 27. Учет пожаров и их последствий
В Российской Федерации действует единая государственная система статистического учета пожаров и их последствий.
Официальный статистический учет и государственную статистическую отчетность по пожарам и их последствиям ведет Государственная противопожарная служба.
Порядок учета пожаров и их последствий определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере государственной статистики, и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Установленный порядок учета пожаров и их последствий обязателен для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Статья 28. Утратила силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Статья 29. Утратила силу. — Федеральный закон от 06.08.2001 N 110-ФЗ.
Статья 30. Особый противопожарный режим
В случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.
На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 09.11.2009 N 247-ФЗ)
Статья 31. Научно-техническое обеспечение пожарной безопасности
Научно-техническое обеспечение пожарной безопасности осуществляют научно-исследовательские, опытно-конструкторские, проектные и иные научно-технические учреждения и организации, а также соответствующие учебные заведения.
Финансирование научно-технических разработок в области пожарной безопасности осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов, средств организаций, а также за счет других источников финансирования.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Координация научных исследований в области пожарной безопасности возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, в ведении которого находится головное пожарно-техническое научно-исследовательское учреждение.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Часть четвертая утратила силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Статья 32. Исключена. — Федеральный закон от 10.01.2003 N 15-ФЗ.
Статья 33. Подтверждение соответствия в области пожарной безопасности
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Подтверждение соответствия продукции и услуг установленным требованиям в области пожарной безопасности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава V. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
В ОБЛАСТИ пожарной БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 34. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности
Граждане имеют право на:
Граждане обязаны:
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Статьи 35 — 36. Утратили силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Статья 37. Права и обязанности организаций в области пожарной безопасности
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Руководители организации имеют право:
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Руководители организации обязаны:
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 25.10.2006 N 172-ФЗ)
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
(часть третья введена Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Статья 38. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:
(часть первая в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено соответствующим договором.
Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Часть четвертая утратила силу с 1 января 2008 года. — Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ.
Статья 39. Административная ответственность руководителей организаций
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Часть первая утратила силу. — Федеральный закон от 30.12.2001 N 196-ФЗ.
Основания и порядок привлечения руководителей организаций к административной ответственности за правонарушения в области пожарной безопасности устанавливаются законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Изготовители (исполнители, продавцы) за уклонения от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний должностных лиц государственного пожарного надзора по обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг) несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 40. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 41. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативные правовые акты, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления приводятся в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение двух месяцев со дня его вступления в силу.
Правительство Российской Федерации в трехмесячный срок вносит в установленном порядке в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предложения о приведении федерального законодательства в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Статья 42. Утратила силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
21 декабря 1994 года
N 69-ФЗ